Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.
(15) Отрезание ушей и носов - варварский обычай надругательства над вражескими послами и вызова противнику, широко засвидетельствованный в тюркском эпосе. Так поступает, например, в узбекском "Алпамыше" Байсары с послами своего брата Байбури, посланными к нему за податью.
(16) Согласно древнему обычаю тюркских племен избранного ханом подымали на белой
кошме (войлоке).
(17) Нукер-доо - кирг. доо - "див", слово иранского происхождения, означало первоначально демонов зороастрийской мифологии, составлявших воинство духа зла Аримана. В народной сказке и в эпосе дивы - сказочные демонические существа, огромного роста и чудовищного вида, иногда (как, повидимому, и в данном случае) - богатыри-великаны.
(18) Канкор - буквально "кровопийца", постоянный эпитет Манаса в эпосе, со значением могучего и грозного властителя и военачальника, победителя врагов и многочисленных кровавых битвах. Б форме Кункор, Хункор распространено у многих тюркских народов, как собственное имя или титул эпических властителей, обычно с тем же народным осмыслением "кровопийца". Уже Константин Багрянородный (Хв.) отмечает существование у тюркского народа печенегов почетного прозвища "канкар", которое носило три колена, как "храбрейшие и благороднейшие из них" (Сочинения Константина Багрянородного, Москва, 1899, стр. 141-142).
(19) Сорок чилтенов - в мифологии и фольклоре мусульманских народов сорок святых, таинственных руководителей различных областей мировой и человеческой жизни, которые призываются верующими в качестве "заступников" и в образе человеческом могут присутствовать среди людей. В среднеазиатском эпосе нередко выступают как покровители героев и их помощники в беде. Персидское слово чилтан значит "40 человек" (буквально "сорок тел"). Б тюркских языках обычно встречается в форме "кырк чилтен" ("сорок чилтанов"). См. М. С. Андреев "Чилтаны в среднеазиатских верованиях" в сборнике в честь акад. Б. В. Бартольда. Ташкент, 1927).
(20) Страна, где мухи размером с мышь, а мышь величиной со щенка – распространенный сказочный мотив, встречающийся в средневековых романах путешествия (см. ниже, в описании "Великого похода" на Бейджин, прим. 50).
(21) Эпизод с одноглазым великаном, убитым стрелком Куттумергеном (в буквальном переводе - "Великим стрелком"), представляет вариант сказочного сюжета, широко распространенного у народов Востока и Запала (около 250 записей). Б античном мифе и эпосе он известен, как рассказ об Одиссее и одноглазом циклопе Полифеме ("Одиссея", песнь 1). см. также в "Тысяча одной ночи" (Путешествие Синдбада", ночь 547). Сюжет этот засвидетельствован в тюркском эпосе уже в "Китаби Коркуд" ("Депе-Гёз"), часто встречается и в современных киргизских, казахских и алтайских народных сказках. См. "Этнографическое обозрение", кн. IX, 1891 (Н. Остроумов); там же 1915, 3-4 (Л. С. Берг); "Живая старина", 1916. Вып. II-III, 49 (Г. Потанин); Н. Я. Никифоров "Аносский сборник" (Омск, 1915), стр. 245-246. Одноглазыми циклопами являются в "Великом походе" китайские великаны Малгун и Мадыкан-доо. Единственное уязвимое место Малгуна - его глаз. То же говорится в "Китаби-Коркуд" об одноглазом Депе-Гёзе. Убийство Циклопа путем ослепления является, вероятно, рудиментом этого представления о его магической неуязвимости. См. М. Н. Комаров "Экскурсы в сказочный мир. Одноглазый великан народных преданий" (1885); И. М. Тройский "Античный миф и современная сказка" (в сб. академику С. Ф. Ольденбургу), 1934, стр. 523-534); Oskar Hackmaun - "Die Palyphemsage in der Volksiiberlieferung", Hebsingfors, 1904. Н. П. Андреев "Указатель сказочных сюжетов" (1929), а 1137. см. также С. М. Абрамзон "Этнографические сюжеты в киргизском тексте "Манаса" (Советская этнография", 1947,s 2, стр. 150-151).